Оправдание добра.

Обличай премудрого, премудршим будет,
не обличай глупого,  врага себе обретешь, обличения глупому раны есть.
(Притчи 9:7,8)

 

Мудрость – это качество, выраженное в способности различать добро и зло, видеть, когда зло приходит под видом добра.

Молодому поколению свойственно идеализировать, видеть все в белом или черном свете. Препятствие здесь возникает как раз в умении различать зло, которое приходит под видом добра.

Подобие Божие в человеке – это способность человека по нравственным качествам уподобиться своему Создателю. Основа внутренней красоты – это скромное мнение о себе самом. Сия добродетель должна, конечно же, сочетаться и с целомудрием, и кротостью, и смирением, терпением, мужеством, воздержанностью, трезвением (вниманием к себе, небеседованием с помыслами, молитвой), нестяжательностью, и, конечно, соединением доброты с разумностью.

Человек добрый и глупый жалкое зрелище. Ошибочно полагая причиной своих смущений доброту, такой человек считает доброту «хуже воровства», удобно следует «совету друга»: «наглость – второе счастье». Быть наглым и злым – тупиковый путь поведения человека. Быть добрым и разумным – вот положительный идеал нравственного совершенства для человека. Именно такое устройство души адекватно различает зло, которое приходит под видом добра.

Добрый и неразумный человек слишком доверчив, безотказен, не умеет грамотно выстраивать отношения с окружающими людьми, властвовать над своими чувствами и даже видеть и ценить чужое добро.

Добрый и разумный человек точно не живет по принципу:

  1. Меня обманывать не надо, я сам обманываться рад;
  2. Чужую доброту не воспринимает как слабость характера и не попирает своей наглостью;

Но живет по принципу: 

  1. Доверяй, но проверяй;
  2. Умеет отказать без объяснения мотивов, не торгуясь и не позволяя себя «убалтывать». Вот как святые Иоанн Пророк и Варсонофий Великий разъясняли, как исполнять заповедь о нищих: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.» (Мф. 5-42) «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад». (Лк. 6:30):

 «Оказывать страннолюбие и исполнять заповедь о ни­щих вы должны по силе своей, соразмеряя сие с делом терпе­ния. Если будете иметь в руках и излишек, то и тогда раздавайте соразмерно, чтобы сие не обратилось в постоянный обычай приходящим. Иначе, когда и случится у вас самих оскудение, нуждающийся опять станет искать того же, что получил преж­де. Потому тщательно узнавайте, по какой причине просит приходящий. Если это будет и вор, то, как сказали отцы, дайте ему в благословение хлеб и отпустите. А как есть и такие, которые приходят сюда лишь отягощать вас, то не давайте им повода к дерзости, ибо они приходят отягощать вас из скупости, не имея действительной нужды. Одежды же не давайте никому без рассмотрения, исключая того, когда нуждающийся бу­дет человек весьма богобоязненный и стыдится просить. Разузнав истину, если окажется, что он совершенно нестяжателен и просит Бога ради, а не по невоздержанию, окажите ему сострадание».[1] «И к одним будьте милостивы, с рассмотрением…» (Иуды 1:22); «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас».  (Мф. 7:6)

Некий человек подошел к священнику с просьбой откликнуться на материальное лекарственное обеспечение реанимационных мероприятий малолетней дочери находящейся в больнице, якобы после аварии. Священник, следуя кажущейся черствости, отказал просящему и попросил закатать рукава. Тот объяснил следы от уколов необходимыми заборами донорской крови. Однако следов от уколов было так много, что это, безусловно, свидетельствовало о наркомании этого обманщика. Отказ уместен. Ведь грех дать орудие убийства посягателю, предметы для самоубийства. Да поможет нам Бог разобраться с перипетиями различений посредством добродетели рассуждения!

«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (Пс. 1:1,2) Так начинается богодухновенная книга Псалтырь. «С кем поведешься, от того наберешься», - перефразирует поговорка иное место Псалтыри. По сути, это первое главнейшее нравственное поучение – не попадать под чужое дурное влияние. «Не хочу с тобой общаться, ты на меня дурно влияешь», - вот что должен сказать ребенок, испытуемый неблагополучными сверстниками в попытке установить над ним незаконную власть – угрозами, льстивыми просьбами, хитростью влекущим к краже, первой дозе, извращениям. Нельзя торговать душой за блага – обещание не трогать, не отбирать, отпустить. Если раз сломают, то будут ломать непрестанно. В армии за безобидной просьбой постирать носки стоит желание установить через просьбы незаконную власть над человеком. Уразумев такую хитрость, можно смело, но непровоцирующим тоном отказать, с понимая как зло в данном случае выдается под видом добра. Аналогично и на производстве поступают с молодыми специалистами, личными просьбами вне должностных обязанностей делают своими слугами.

  1. Конечно, важно в отношении всех людей иметь золотое правило – держать со всеми дистанцию и такт.
  2. Важно не лезть со своим добром, если не просят, а то получится – хотел как лучше, а получилось, как всегда.  
  3. Кроме того, воспитанность человека предполагает власть разума над чувствами, а не наоборот. Общаясь с широким кругом лиц противоположного пола, наше человеческое сердце не остается безучастным к красоте, уму и другим положительным качествам. Наше сердце обольщается, откликается  чувствами, в том числе и незаконными, например к уже замужним, женатым, чем ввергает душу в пучину греха, страданий, несбыточных надежд, ожесточению, и иным многим бедам – «тысячам зол». Очень важно безжалостно расставаться с этими неполезными чувствами, пусть и такими приятными и обольстительными, через внимательный внутренний образ жизни, или, если они законные, по крайней мере, властвовать над ними. Любовь бывает разная – к Родине, к матери, к детям, к женщине. Христианская любовь характеризуется бескорыстием и целомудрием. Любовь есть там, где есть взаимность. Где нет взаимности, там есть обольщение своим собственным чувством, навязывание его тому, к кому есть уязвленность сердца. Так бывает у молодых, которые впервые открывают в своем взрослении новые чувства – симпатию к лицу противоположного пола. Страсть – магнитик в сердце – сильное чувство, привязанность и зависимость.

«Господь заповедал нам любить ближнего не по влечению сердца. Любовь, насажденная в естество - повреждена, порочность ей присуща, жертва оскверненная, плоды её убийственны. Образ любви истинной: не укоряй, не брани, не насмешничай, словами не коли, храни со всеми мир, не мсти, по возможности уступи, не прекословь, плати добром за зло, молись за творящих напасти, не осуждай, внимай себе. Как ты хочешь, чтоб поступали к тебе, так и ты поступай по отношению к ближним. Не повреждай брата многословием, пустословием, близким знакомством, свободным обращением с ним. Духовная любовь удобно прелагается в страстную, от этого происходят бесполезные скорби. По отношению к лицам противоположного пола необходима благоразумная холодность, спасительная осторожность.» (Святитель Игнатий Брянчанинов).

Любовь нужно не только вместить, но и сохранить это чувство. Есть расхожее мнение, что любовь в браке уничтожается штампиком в паспорте. На самом деле, любовь убивается человеческой  невоспитанностью. Воспитанность предполагает следующие навыки:

  1. Уметь признавать ошибки.
  2. Просить прощения соответственно по форме и содержанию – взывая к милосердию: «Простите, постараюсь исправиться» - искренним тоном, не провоцирующим или как с неким одолжением.
  3. Быть благодарным.
  4. Следить за собой в гигиеническом и эстетическом плане.
  5. Побуждать себя на совместно полезный труд без напоминания, жертвенность взаимная.

Есть такая болезнь души – нечувствие. Нечувствие к Богу, к благодати, греху, страданиям других и обличениям совести. Этот душевный недуг лечится вниманием к себе, внимательным отношением к ближним так относиться к ним, как хотелось бы, чтобы относились к тебе. Вот и в распятом Христе нужно увидеть распятую жертвенную любовь Божию за падший род человеческий, и оценив её, нужно откликнуться на неё взаимной, ответной любовью.

Добро есть слушаться Бога, а зло – это Бога не слушаться.   «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» . (Лк. 11,28)



[1] Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни. Типография Патмос 2007, Москва с.369.


Оправдание добра

СмыслЖизниЧеловека.рф