Дорогой читатель!

Имею желание немного побеседовать с тобой. Хочу предложить тебе порассуждать со мной о таком важном вопросе, от которого зависит не толь ко земное счастье и благополучие, но и твое отношение к вечности. Вопрос этот — о смысле жизни человека.

Занимал ли когда-нибудь он твою мысль, читал ли ты что-нибудь относительно него или обсуждал с кем-либо, не знаю. Но попрошу тебя — изучи внимательно страницы этой книжечки, не пренебреги ею, не выпусти из рук твоих до тех пор, пока не дойдешь до последнего слова. Ты постигнешь тогда важность и значимость предмета, подробно ознакомившись с тем, что необходимо сделать, чтобы наполнить жизнь истинным и интересным содержанием. Обрати внимание на то, как враг рода человеческого держит власть над человеком, дабы он не обкрадывал тебя в познании Истины.

Желаю показать тебе чудный свет, которым Призывающий нас из тьмы, просвещает всякого человека неизреченным благоуханием познания о Себе.

 

Издали явился мне Господь и сказал:
любовью вечною Я возлюбил тебя
и потому простер к тебе благоволение.
(Иер31,3)

 

Бог есть Дух (Ин 4, 24), во свете живет неприступном.

Бог всемогущий, всеблаженный, вседовольный, безначальный, бесконечный. Бог есть любовь (1 Ин 4, 16), жизнь (Ин 11, 25), сама прав да, сама мудрость и истина (Ин 14,6), само совершенство. Пред Богом одинаково открыто настоящее, прошедшее и будущее. Бог один по существу и троичен в Лицах. Отец предвечно рождает Сына, и от Отца предвечно исходит Дух Святой. Святая Троица единосущная и нераздельная.

На Предвечном Совете был положен образ этого мира.

В начале сотворил Бог небо и землю (Быт 1,1): мир невидимый — ангельский и мир материальный. Бог ввел человека во Вселенную как царя, даровав ему власть. Человек должен был соединить землю с небом, все одухотворить.

Творец призвал человека из небытия по Своей преизобилующей любви, чтобы он разделял радость бытия со своим Создателем.

Когда-то нас не было, а теперь мы есть. Различая эти чувства, мы можем соприкоснуться с тайной призвания Богом человека из небытия по средством родителей. В этом великая милость Божия к человеку и любовь, на что необходимо откликаться благодарностью и пребывать в радости, хотя и помрачаемой грехопадением и его последствиями, скорбно окружающими нас.

Бог призвал человека для того, чтобы он любил Создателя, познавал Бога по Его проявлениям в нашей жизни, чтобы человек вступал в общение с Творцом, чтобы человек по знавал и облагораживал созданный для него окружающий мир.

Бог познается добротой. Если человек добр, то и Бог милостив к человеку и благословляет его; если человек зол, то из-за этого удаляется от Создателя и страдает. Евангелие предлагает нам познавать Бога через чистоту сердца и через соблюдение, то есть исполнение, Слова Божия. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф 5, 8). Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его (Лк 11,28).

Общение с Богом происходит посредством молитвы. Мы обращаемся к Богу в молитвах славословных, то есть хвалебных, благодарственных, покаянных, просительных. Молитва бывает устная, умная, сердечная, благодатная. Бог общается с нами посредством Священного Писания— Слова Божия на человеческом языке. Всякий раз, когда мы читаем Библию, особенно Евангелие, Апостол и Псалтирь, мы внимаем тому, что нам говорит Сам Бог. И когда христианин читает благоговейно, со вниманием, с намерением непременно исполнить прочитанное, то нередко благодать касается человеческого сердца. Христианство — религия богооткровенная. Бог открывает Себя конкретно-индивидуально каждому человеку, давая почувствовать Его своим сердцем. Всем Бог открывает Себя в общем откровении — Священном Писании — Слове Божием на человеческом языке. Смысл Библии — воспитать человека в деле его спасения. Бог воспрещает светлым бесплотным силам общаться с падшим человечеством, и Сам не вступает в прямое общение с ним по причине человеческой греховности. А по этому всякое общение с внутренними голосами, «сам с собой» — есть основа демонообщения, где диавол представляется богом, вторым «я», инопланетянином, «космическим разумом», сообщает лжезнания и способности и губит человека.

Призвав человека из небытия, Бог наделяет его Своим образом и подобием. Образ Божий в человеке заключается в том, что бессмертная душа человека обладает свободной волей, разумом и чувствами. Мудрость должна быть присуща разуму человека. Мудрость — это способность человека отличать добро от зла, видеть, когда зло приходит под видом добра. Подобие Божие в человеке состоит в способности человека по нравственным совершенствам уподобиться своему Создателю. Основа внутренней красоты человека — скромное мнение о себе самом. К этой добродетели мы должны присовокупить такие качества как: смирение, кротость, терпение, мужество, целомудрие, честность, рассудительность, милосердие и иные нравственные качества.

Более доступное понимание того, как человек направляет силы своей души к уподоблению Богу, заключается в следующей аналогии: есть люди-пчелки, пчелки летают на цветочки, опыляют, собирают мед, чистенькие, аккуратненькие, трудолюбивые, дисциплинированные. Вот и люди-пчелки — чистенькие, аккуратненькие, трудолюбивые, дисциплинированные, их тянет на доброе, вечное. А есть люди-мухи. Мухи летают на навоз, всякое непотребство, грязь. Вот и людей-мух тянет выпить пиво-водку, украсть, материться, курить, грабить, блудить, убивать и воровать.

«Бог сотворил человека Богобоязненным, что бы он, врожденным ему стремлением к Богу, постепенно возрастая в духовном и нравственном совершенстве, достигал конечной цели своего таинственного существования — обожения»,— говорит св. Иоанн Дамаскин.

Даровав человеку свободную волю, Творец стал воспитывать человека, дабы он формировался существом послушным, благодарным, а свою свободную волю непрестанно склонял к добру. Человеку дана была Заповедь. Ему было запрещено вкушать плод познания добра и зла. Что есть добро и что есть зло? Добро—это слушаться Бога, а зло — это Бога не слушаться. Бог для того дает Заповеди человеку, чтобы он наименьшим образом соприкасался со страданиями в своей жизни. Однако люди легкомысленно относятся к Богу и Его Заповедям, позволяют себе их не знать и не соблюдать, отчего и бывают бесполезные скорби.

Даровав Заповедь, Творец ожидал ее исполнения, а посему попустил обстоятельства, в которых человек мог себя проявить тем или иным образом. Бог попустил первосотворенному ангелу, отпавшему от Создателя за свою гордыню (ибо он захотел быть богом вместо Бога), имя которому диавол, испытать людей на нравственную крепость. Приступив к Еве в Раю, диавол заставил ее усомниться в правдивости слов Божиих, и она пала, потом пал Адам.

Обличив человека в нарушении Своей Заповеди, Бог услышал от людей не покаянное прошение, а препирательство, сваливание вины Адамом на Еву, Богом данную жену, Евой — на диавола. За нераскаянность Бог разрывает с человеком внутренний, таинственный, живой, нравственный, благодатный союз, лишает его Своего благорасположения и из гоняет человека из Рая в долину плача (юдоль плачевная. — Церк.-слав.). По словам Иоанна Златоуста, этим Бог наказал человека, чтобы воспрепятствовать дальнейшему возрастанию неблагодарности и удержать его от стремления к худшему.

Святые Отцы указывают, что если бы человек попросил прощения у Бога, Бог простил бы его, и человек взошел бы в еще большую меру благодати. Однако у человека не хватило благодарности к Богу. Бог сделал человека царем, человек захотел стать богом, а стал землекопом. Зло, то есть противление Богу, от диавола посредством человека вошло в мир, и мир помрачился. Грехопадение и изгнание человека из Рая имели катастрофические последствия для человеческой природы. Человек лишился одеяния славы, покрова бессмертия (Иоанн Златоуст). Бог облекает человека в кожаные ризы (см.: Быт 3,21). У человека плоть одебелела, стала терпеть голод, холод, боль. В бытие человека посредством одебелевшей плоти вошли болезни и смерть. Появился способ размножения, как у животных, у мужчин — соответствующая влага к размножению. До этого духоносная плоть не нуждалась в одежде, человек был наг и не стыдился, светоносная благодать покрывала тело лучше всякой одежды. После грехопадения люди стали нравственно слабыми, порочными и удобопреклонными ко греху. Люди приобрели такое свойство: они стали делиться на грешников, которые мнят себя праведниками, и на праведников, которые считают себя грешниками. У человека помрачилось религиозное чувство, он перестал чувствовать Бога должным образом своим сердцем.

Вот откуда пошли атеисты: эти люди не чувствуют Бога своим сердцем, поэтому утверждают, что Бога нет. Серийные убийцы часто говорят, что будто бы бог ими руководит при совершении злодеяний. Это все следствие помрачения религиозного чувства, внушение диавола, называющего себя богом, клевета диавола на Создателя посредством жалких падших людей. Так же и у оккультистов: диавол представляется им богом, обманывает их, или они знают, что служат диаволу, и об манывают, обставляясь иконами, тех, кто к ним приходит. Сектанты, улавливающие простодушных людей якобы массовыми исцелениями групп поддержки, которые кочуют из залов на стадионы и умножают доход своим лжечудотворцам-хозяевам; сектанты с Библией в руках, у которых нет преемства апостольской благодати, — самозванцы — все они являют собой зло под видом добра. Эти страшные последствия грехопадения — причины бед, скорбей, страданий человека и человечества. А посему люди должны услышать благодатный призыв Божий ко спасению от власти диавола, греха и смерти, и на этот призыв каждый должен откликнуться своим благочестием.

Смысл нашей жизни заключается в восстановлении внутреннего, таинственного, живого, нравственного, благодатного союза с Богом. Античный философ Аристотель весьма проницательно и обоснованно считал, что смысл жизни состоит в достижении счастья. Но счастье — не в чувственных удовольствиях; с точки зрения этических добродетелей счастье состоит в достижении блага, а благо есть не наслаждение, а сообразная с добродетелью деятельность. Философ Е. Н. Трубецкой необыкновенно глубоко определяет ответ на «вечный вопрос». Осмысленная жизнь, по его убеждению, стремится быть непрестанным богослужением, благоговейным и радостным несением своего креста, иначе — несением всякого служения в непрерывном богосознании и богообщении. Святой Никодим Святогорец пишет: «Скажу прямо: самое совершенное и великое дело, которого только может желать и достигнуть человек, есть сближение с Богом и пребывание в единении с Ним».

Для того чтобы восстановить благодатный союз с Богом, нам необходимо любить своего Создателя и жить по Его Заповедям.

Секрет счастья и благополучия человека заключается в том, что если человек любит Бога и исполняет Его Заповеди, то у человека будет на града праведника, Бог его благословит — процветет он, его потомство и всякое его благочестивое начинание. А если человек не любит Бога и не исполняет Заповеди Божии, то у него будет награда беззаконника — наказательные, а не назидательные скорби — неприятности, болезни, непреодолимые трудности в жизни.

Так один человек имел в жизни все: жену, ребенка, работу, квартиру, машину. Захотелось ему развлечься, захотелось новизны, острых ощущений. Завел он себе любовницу и стал ее обманывать. Отношения так далеко зашли, что она поставила вопрос о браке. Тут вся правда всплыла. Девушка обиделась, прошла биологическую экспертизу и подала заявление на изнасилование. Молодого человека осудили на 5 лет лишения свободы, в камере предварительного следствия его из насиловали. Потерял все: жену, она замужем за другим, ребенка, у него другой отец, свободу, машину, квартиру, работу. Познан был Господь по суду, который Он совершил (Пс 9,17). (Суд Божий — судьба.) Перефразируя Достоевского, можно сказать: «Мы все перед всеми во всем виноваты».

Для того чтобы восстановить благодатный союз с Богом, необходимо возрастать в благодати. Зажженная церковная свеча символизирует собой горящее любовью к Богу сердце человека. Такой благодатный огонек должен гореть у каждого человека. Откуда он берется? Бог прикасается Своей призывающей благодатью к человеческой душе — так мы узнаем, что Бог есть. Изумиться этому обстоятельству недостаточно. Надо заключить с Богом завет — дать Богу обет доброй совести, сказать в своем сердце: «Господи, я буду стараться любить Тебя, исполняя Твои Заповеди. Ты же меня благослови в этой жизни и прими меня после смерти в вечные Твои райские обители». Кто не крещен—тому нужно покреститься и далее за ботиться о спасении своей души так, чтобы диавол не похитил благодать из нашего сердца и не по тушил в нем огонек любви к Богу. Для этого необходимо регулярно исповедоваться и причащаться, исполнять положенное молитвенное правило христианина: каждый день читать Евангелие, Апостол, Псалтирь, утренние и вечерние молитвы, молитвы перед вкушением и после вкушения пищи, соблюдать посты, делать добрые дела втайне. Иначе диавол украдет огонек из нашего сердца. Забере менеет женщина, а диавол шепчет ей на ухо: «...за чем плодить нищету, надо сделать аборт...» — толкает ее на тяжкий грех. Она идет и делает. И... все, нет благодати в ее сердце за детоубийство. Чтобы вернуть эту благодать, необходимо покаяться во грехе. Покаяние в переводе с греческого означает изменение ума. Господь даровал благодать вязать и решить грехи человека Своим апостолам, дунув на них и сказав сие. Они практически все мученически пострадали за Христа и сообщали через Таинство рукоположения эту благодать своим преемникам — епископам, те, в свою очередь, — своим помощникам — пресвитерам. Поэтому когда человек приходит на Исповедь, священник является свидетелем покаяния, читает разрешительную молитву, и Бог прощает человеку грех, снова зажигая огонек благодати в сердцах навстречу искренности и усердию человеческому.

Благодатное преображение души — это перемена пороков и недостатков на добродетели и нравственные совершенства при благодатной по мощи Божией:

  • чревообъядение — на воздержание,
  • любодеяние — на целомудрие,
  • сребролюбие — на нестяжание,
  • гнев — на кротость,
  • печаль — на блаженный плач,
  • уныние — на трезвение,
  • тщеславие — на смирение,
  • гордость — на любовь.

В течение нашей жизни нам необходимо сбросить с себя власть диавола. Очень важный мировоззренческий вопрос заключается в том, как диавол держит власть над человеком.

Страшное достижение этого падшего духа за ключается в том, что он сумел внушить людям, что его не существует. Бесы нападают на душевно больных людей в полнолуние, чтобы люди думали, что виновата луна, а не бесы. Диаволу приятны неверующие люди: у таких людей заведомо слабое мировоззрение, их можно безнаказанно губить. Бог для диавола недосягаем.

Диавол держит власть над человеком следующим образом: внушает свои гадкие, мерзкие помыслы под видом наших собственных. Людям невоспитанным он внушает откровенную грязь и мерзость — убей, ограбь, из насилуй, занимайся магией. Людям благовоспитанным он внушает плохие помыслы под видом хороших — мечтания, воспоминания; учит человека курить, врать, материться, злоупотреблять спиртными напитками; внушает блудные помыслы, мысли о самоубийстве, вызывает уныние, отчаяние. Все это, пользуясь своей невидимостью, падшие духи — бесы, внушают человеку для того, чтобы отторгнуть его от Бога, ввергнуть в пучину греха и погу бить. Ф. М. Достоевский сказал: «Тут диавол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». Для того чтобы сбросить власть диавола с себя, человеку необходимо вести внимательный внутренний образ жизни; мысли, не соответствующие Заповедям Божиим, необходимо отсекать, говоря так: «Отрекаюсь от тебя, сатана, и от всех мыслей, которые ты мне внушаешь», при этом непрестанно (См:1Фес 5, 16) молитвенно призывая помощь Божию: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

Тому, что Бог существует, доказательство одно — когда мы чувствуем Его своим сердцем. О Боге свидетельствует наша совесть — посольство Божие в человеческой душе, когда противится нашим злым делам.

Наличие загробной жизни убедительно утверждает одна прекрасная аналогия: ребенок умирает для утробы матери, рождаясь, проходит тоннель — родовые пути, видит свет и попадает на тот свет в заутробный, наш, мир. Далее он растет, живет, стареет и умирает, а после смерти проходит тоннель, видит свет и попадает на тот свет — в загробный мир. Некоторые люди возвращаются с того света после клинической смерти в результате реанимационных действий врачей и сообщают нам о своем посмертном опыте.

В распятом Христе мы должны увидеть распятую жертвенную любовь Божию за падший род человеческий, и на эту любовь мы должны откликнуться своей взаимной любовью. Сейчас идет великое испытание и воспитание человека в мире. Каждый только при уготовляется к настоящей жизни в вечности. Бог как бы сокрыл Себя для этого. Некоторые говорят, что если бы Бог существовал, то зла не было бы в этом мире. Но зло есть не потому, что Бога нет, а потому, что мы сами являемся его при частниками из-за своего сластолюбия, самолюбия и своей гордости — чувства своей исключительности: считаем себя лучше других, свое мнение — самым верным, свой труд — самым-самым. Почитание себя недостойным и несовершенным пред Богом, худшим среди людей, без отчаяния, приоткрывает нам тайну смирения Христа, принявшего образ раба и претерпевшего поругания, заушения и распятие на Кресте за нас. Бог уважает волю человека и не насилует ее, ожидает, когда человек свободно, то есть ответственно, изберет добро. Нельзя быть злым и наглым, добрым и глупым, нужно быть добрым и разумным.

Смысл Ветхого Завета заключается в следующем — воспитать человека на примере еврейского народа быть послушным, благодарным и верным Богу. Смысл Нового Завета — раскрыть тайну домостроительства Богом спасения рода человеческого. Искупи тельная жертва Христа заключается в следующем: Вторая Ипостась Святой Троицы нас ради человек и нашего ради спасения вочеловечилась через бессеменное зачатие. От Пресвятой Богородицы Иисус Христос воспринял нашу человеческую природу, обожил ее, показал путь восхождения от земли на небо. Господь основал Свою Церковь, учредил Таинства церковные, участвуя в которых мы питаемся благодатью, оставил нам Евангелие—благую весть о спасении от власти диавола, греха и смерти, распял наши грехи на Кресте, Своим славным Воскресением показал, как мы все воскреснем в Его Второе Страшное Пришествие. И все, кто откликнется на Его призыв ко спасению и последует за Христом, исполняя Евангелие, встанут по правую руку от Христа и будут называться овцами, а кто отвер гнет Христа Спасителя, не станет исполнять Евангелие и каяться в грехах, а будет жить по принципу: «Ешь, душа, пей, веселись — один раз живем»,— тот будет осужден и поставлен слева от Спасителя, и в Евангелии такие называются козлищами. Как важно через жизненные труды и скорби уготовить в своих сердцах ясли для Христа, встретиться с Ним в своем сердце, открыть удивительную страницу в своей жизни со Христом! Как вожделенны нам должны быть евангельские слова: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф 25, 34)… Аминь.


Оправдание добра

СмыслЖизниЧеловека.рф