Заключение.

Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы:

1. Для данной работы методологически оправданным является изучение данной темы с предварительного рассмотрения всеохватности православного мировоззрения, включающего в себя богооткровенные неизменяемые вероучительные истины – догматы, а так же с определения понятия религии, с тезисного определения взгляда на многообразие религий с акцентом внимания на богооткровенном характере христианской религии.

Православное мировоззрение есть целостная система взглядов в отношении Творца, на мир, место человека в этом мире, характер взаимоотношений Бога и человека.

Религия есть внутренний, таинственный, благодатный, нравственный союз Бога и человека. Из характера определения явствует, что этот союз один и нет оснований, видеть множество путей к одному Богу, выраженных в иных формах реализации религиозного чувства человека.

Христианское вероисповедание носит богооткровенный характер. А высота нравственного учения, как и плоды, которые дает воплощение христианских идеалов - безусловны и не сопоставимы ни с  одним философским или иным вероучением.     Откровение Божие общее и индивидуальное есть основа взаимосвязи человека и Творца. Ложное откровение со стороны падших духов является причиной отрицательной духовности в форме оккультизма и сектантства. Многообразие вероисповеданий определяется их началом, могущим быть – от Самого Творца, от дьявола и от человеков. Критерий истинности вероисповедания заключается в возможности достижения в нем человеком обожения и святости.

2. Исходя из понимания всеобщности религиозного чувства, важным представляется признание души носителем этой религиозности и, как следствие, возможности ведения человеком духовной жизни. Реализация этого чувства имеет исключительно религиозно-нравственное значение. Это значительно шире подхода к пониманию человека и его природы, чем принято в социологии, психологии, криминологии с позиции только личности. «Отказываясь от Бога, наука нашла, казалось, источник зла — это неудачное общественное устройство. Открытые социологические закономерности казались основополагающими. Принцип аналитиче­ского редукционизма, популярный в науке, привел к «первопричине» — общественным отношениям, совокупностью, т.е. образом и подобием которых человек и был объявлен».[1]  Тем более универсальным и фундаментальным является религиозное видение в душе человека образа и подобия Божьего.

3. Из вышесказанного богоподобие человека признается не только данностью, но и заданностью, опреде­ляющей смысл человеческого существования. Стремление личности к достижению полноты богоуподобления и при­общение ее к вечной Божественной жизни в ее совершен­ной полноте, неисчерпаемости и славе, что объявляется в святоотеческой традиции основным предназначением человека. Иначе говоря - смысл жизни человека заключается в восстановлении им благодатного союза с Богом. Религия и есть этот благодатный союз.

4. Бог на свете есть. В работе представлена совокупность доказательств, как попытка подтвердить это бытие, исходя из умозаключений. Бог призывает человека к духовной жизни. В распятом Христе надобно видеть распятую жертвенную Любовь Божью к падшему роду человеческому, на которую надо откликнуться с благодарностью  ответной, взаимной любовью, своей боголюбивой, благочестивой, церковной жизнью. Положительные представления о Боге, о связи с Ним человека, о смысле жизни человека и замысла Творца о нем, о последствиях падения и искупления человека, о его духовной жизни – то ценностное, проверяемое богатство религии, основанное на откровении Божьем. Оно, несомненно, неповторимо в своем мировоззренческом плане, и может быть востребовано всем человечеством и каждым человеком для определения своего отношения к вечности.

Конечность земного человеческого царства с точки зрения Священного Писания и даже только с позиций астрономических, а равно с позиции конечности жизни в этом мире всякого человека должны приводить к ответственному распоряжению человеком своей жизнью - с позиции вечности и спасения своей души.

5. Бога можно познавать  через чистоту сердца и исполнение воли Божьей, выраженной в Священном Писании. То есть, богословие обосновывает два пути богопознания – деятельный и созерцательный.

6. Человеческая природа помрачена, что подтверждается нерелигиозными исследователями. Криминологи, рассматривая преступность, как форму девиантного поведения, констатируют: «Мы исходим из посылки о том, что общей причиной существования преступности на планете Земля является несовершенство человека, его биологическая предрасположенность как к добру, так и ко злу. У человечества нет никаких средств к преодолению преступности».[2]

Более того, небогословская наука не может дать исчерпывающего ответа на природу этого помрачения и его связь с отклоняющимся от нормы поведения.  «Вместе с тем социологи,  выявив связь    между социальной средой и девиантным поведением, не смогли до конца объяснить природу отклонений».[3]

Есть общая причина девиантного поведения - это причина нравственная.

Впрочем, и сами нормы в области нравственной жизни человека небогословской наукой безусловно неопределенны: «Отклоняющееся поведение часто служит основанием, началом существования общепринятых культурных норм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к изменению общественных потребностей. Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся поведение и какие его виды полезны, а самое главное - терпимы для общества, до сих пор практически не разрешён.

Если рассматривать любые области человеческой деятельности: политику, управление, этику, то нельзя вполне определённо ответить на этот вопрос (например, какие нормы лучше: воспринятые нами республиканские культурные нормы или старые монархические, современные нормы этикета или нормы этикета наших отцов и дедов?). Удовлетворительный ответ на эти вопросы дать трудно. Вместе с тем не все формы девиантного поведения требуют столь детального анализа. Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм и наркомания не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов. Следует признать, что подавляющее число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными. Одна из задач социологов - распознавать и отбирать полезные культурные образцы в отклоняющемся поведении индивидов и групп».[4]

Социология указывает на свое научное бессилие, причиной которого, на наш взгляд, является отказ от религиозного мировоззрения. Более того, неоспорим тот факт, что из-за неопределенности нравственных норм, все чаще грех в его распространяющихся масштабах возводится в норму, со всеми вытекающими деградационными последствиями для общества в целом и его членов в частности.

7. Весьма обоснованным представляется мнение о том, что теоретическая конструкция, связанная с понятием отклоняющееся или девиантное поведение – призвана для подмены религиозного термина – греховное поведение.

8. Попытка размыть нравственные нормы и оправдать грех приводит к деградации личности и вырождению общества.

9. Христианское понимание помраченности религиозного чувства в форме атеизма и в формах реализации, запрещенных Богом – оккультизме, магии, астрологии, идолослужении, демонопоклонстве, язычестве – отражается в Священном Писании. Возможен позитивный вариант реализации религиозного чувства - в виде боголюбивой, благочестивой жизни.  Духовная жизнь есть просвещенное, церковное благодатное преображение души человека. Человеческая природа подвержена болезням и смерти.

10. Христианское учение о грехе «не баснословное сказание, но в самом естестве нашем черпает свою вероятность». [5]

11. Дьявол действительно всегда «прежде согрешает» и держит власть над человеком путем внушений своих мыслей под видом наших собственных, воздействия на волю и чувства человека. «Сей род изгоняется постом и молитвой». (Мф. 17:21)

12. Есть только одна религия, в которой, по прекрасному выраже­нию Паскаля, человек «объяснен вполне»; поправим и скажем: «в которой он нашел себя». Это — христианство. Истины о первона­чальном добром состоянии человека, о его испорченности, которая явилась потом, о возвращении его к первозданной своей чистоте, но уже в новом, изменившемся виде, уже прошедши по всем путям по­рока и зла, — высказаны в этой религии с полнотой и ясностью, ко­торая не оставляет человеку сомнений. Она — найденное уже, по­сле чего человеку остается внимать и прислушиваться, но не искать вновь, не заблуждаться, не падать.[6]

13. В методологическом плане, хотелось бы  признать весьма насущным для богословской науки – осуществление миссионерской деятельности в отношении небогословской науки через междисциплинарные исследования в предметах общего соприкосновения.

 

Список источников и литературы.

  1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.—М.: Изд. Российского Библейского Общества.— М.,2003.-  1337с.
  2. Авдеев, Д.А. Наука о душевном здоровье. Основы православной психотерапии /Д.А. Авдеев, В.К. Невярович. – М.: Русский Хронографъ, 2005. – 510с.
  3. Адлер, А. Очерки по индивидуальной психологии/А.Адлер. – М.: Когито - Центр, 2002.- 220с.
  4. Атак Джон. Капкан безграничной свободы // Сборник статей о сайентологии: Капкан безграничной свободы.- М.: «Братство Святителя Тихона», 1996. – 160с.
  5. Беккер, Г. Человеческое поведение: экономический подход / Г.Беккер. – М.: ГУ ВШЭ, 2003.- 672с.
  6. Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни. – Клин: «Христианская жизнь», 2001.- 63с.
  7. Билеты по предмету «Догматическое богословие» для 3-го класса КДС заочный сектор. – Винница: Самиздат, 2006. – 214с.
  8. Боулби, Д. Привязанность / Д. Боулби.  – М.: Гардарики, 2003.- 477с.
  9. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения/ Г. М. Бреслав. – М.: Педагогика,1990.- 144с.
  10. Брянчанинов Игнатий Святитель Собрание сочинений в 7т. - М.: «Ковчег», 2005. – Т.2. – 495с.
  11. Брянчанинов Игнатий Святитель О прелести.– СПб.: «Общество святителя Василия Великого», 1998.- 134с.
  12. Брянчанинов Игнатий  Святитель. В помощь кающемуся. - М., 1997.
  13. Букварь школьника слова. Начала познания вещей Божественных и человеческих в 5т.  – М.:  «Православное братство Бориса и Глеба». 2003.- Т.5. - 1072с.
  14. Введенский, А.И. Условия допустимости веры в смысл жизни. Смысл жизни. Антология/ А. И. Введенский. - М.: «Прогресс», 1994.- С. 93 - 123.
  15. Велимирович Николай Святитель  О воровстве и неправедном богатстве.- М.: Трифонов Печенгский монастырь. «Ковчег», 2003.
  16. Видевше Свет Вечерний. Встреча со старцем.- Псков: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. - 2004.- 157с.
  17. Гаврюшин, Н.К. Русская философская симфония. Смысл жизни. Антология/ Н.К. Гаврюшин. - М.: Прогресс, 1994. С. 7 -18.
  18. Григорий Богослов Святитель. Слово 20 // Собрание  творений в 2 т. – Минск: Харвест; М.:АСТ, 2000. – Т.1.- 831с.
  19. Григулевич, И. Пророки новой истины/ И. Григулевич. -  М., 1983. – 303с.    
  20. Горлянский, В.А. Соотношение христианского и диалектико-материалистического понимания смысла жизни / В. А. Горлянский, М.Н. Горлянская // Смысл человеческой жизни. Диалог мировоззрений. – Нижний  Новгород: Изд. Волго-Вятского кадрового центра, 1992.- С. 34 – 38.
  21. Девиантное поведение. – Режим доступа: http: // www.refworld.ru/referats.html
  22. Деонисий Ареопагит О Небесной иерархии. – М.: Изд. Почаевской Лавры, 2002.- 64с.
  23. Дворкин, А.Л. Введение в сектоведение/ А.Л. Дворкин. - Нижний Новгород, 1998. – 457с.
  24. Дворкин, А.Л. Типология сектантства и методы антисектантской деятельности Русской Православной Церкви // Миссионерское обозрение.- 1997.  - № 1. -  С. 10- 15.
  25. Доказательства бытия Божия.  RussianChristianPage. [электронный ресурс] – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  26. Достоевский, Ф.М.  Собрание соч. в 9 т.: Том 4.: Идиот: Роман в четырех частях / Ф.М. Достоевский.  - М.: АСТ Астрель, 2004.
  27. Достоевский, Ф.М. Собрание сочинений в 30 томах. Т.15. - Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1976. – 624с.
  28. Дубинин, Н.П. Генетика, поведение, ответственность. О природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения / Н. П. Дубинин, И.И. Карпец, В.Н.Кудрявцев.   – М.: Политиздат,1989. – 351с.
  29. Дурному учат бесы. Пьянство, курение, сквернословие, суеверия, божба…- М.: «Русский хронографъ», 1998.- 64с.
  30. Душеполезные поучения и послания преподобного Аввы Дорофея. - М.,”Правило веры”, 1995.- 315с.
  31. Дюркгейм, Э.Самоубийство: социологический этюд/ Э. Дюркгейм; пер. с фр. А.Н. Ильинского. – СПб.: Союз, 1998.- 496с.
  32. Егорцев, А. Тоталитарные секты: свобода от совести /А. Егорцев. - М., 1997.- 108с.
  33. Емеличев Владимир Священник Одержимые. Изгнание злых духов.- М.: Паломник,1994.- 205с.
  34. Иванов Николай протоиерей. О смысле Жизни. Богословские миниатюры. Серия «Православие сегодня». Фонд «Христианская жизнь» Клин, 1998.
  35. Игумнов Платон Архимандрит Православное нравственное богословие. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.- 240с.
  36. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2т./ П.П. Блонский; Под ред. Петровского А.В.; АПН СССР. – М.: Педагогика, 1979. - Т.1. - 399с.
  37. Имам-Хатыб Умар Идрис Смысл человеческой жизни с точки зрения исламского мировоззрения //  Смысл человеческой жизни. Диалог мировоззрений. – Нижний  Новгород: Изд. Волго-Вятского кадрового центра, 1992.- С.18 – 20 .
  38. Карманный словарь атеиста. – М.: Политиздат, 1987. – 271c.
  39. Кант, И. Собрание соч. в 6 т.  - М.,1963-1966  - Т.4.ч.1- 544с.
  40. Капранов, В.А. Объективные основы осмысленности человеческого бытия // Смысл человеческой жизни. Диалог мировоззрений. – Нижний  Новгород: Изд. Волго-Вятского кадрового центра, 1992.- С.20 – 24.
  41. Кастальский–Бороздин Алипий Архимандрит,  Белов Исайя Архимандрит Догматическое богословие курс лекций. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997.- 288с.
  42. КатехизисПравославной Церкви.СоставленМитрополитом Московским Филаретом(Дроздовым).- Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.- 104с.
  43. Козлов Максим Протоиерей 400 вопросов и ответов о вере, церкви и христианской жизни. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. – 400с.
  44. Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов / Ю. А. Клейберг. – М.: Творческий центр Сфера, 2004.
  45. Коваль, Б.И. Смыслы жизни. Мнения и со-мнения. – М.: ООО «Северо-Принт». 2001.- 493с.
  46. Кон, И.С. Введение в сексологию/ И. С. Кон. - М., 1989.- 336с.
  47. Конспект по нравственному богословию. В двух частях.  Ч. 1. для 3 класса КДС.– Винница: Самиздат, 2006. –141с.
  48. Конспект по нравственному богословию. В двух частях.  Ч. 2. для 3 класса КДС.– Винница: Самиздат, 2006. - 246с.
  49. Коротаев, А.Д. Алкоголизм, наркомания и демографический кризис в России и в мире / А.Д. Коротаев // Россия и современный мир. -2005. -№ 1. – С.77-90.
  50. Краткая практическая энциклопедия. Православная этика. Нравственное поведение христианина / Сост.О.А. Казаков, Статис Санкт – Петербург, 2005. – 317с.
  51. Кривельская, Н. К вопросу об основных терминах и определениях в проблеме духовной безопасности России / Н. Кривельская, А. Алексеевский  // Миссионерское обозрение, 1998 - № 3.
  52. Криминология: учебник / под редакцией В.Н. Бурлакова. - СПб.: Лань, 1998.- 254с.
  53. Криминология: учебник / под редакцией акад. В.Н.Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. - М.: Юрист, 1995.
  54. Курс криминологии в 2т.- М., 1985.- Т.1.
  55. Кураев, А. Дьякон Все ли равно как верить?/ А. Кураев // Современные секты и неоязычество в России. - М., 1998.- С. 108 – 113.
  56. Ламонт, К. Иллюзия бессмертия: пер. с анг./ К. Ламонт.— М.: Политиздат, 1984.- 286с.
  57. Лега, В.П. История античной  философии. – М.: Изд. Свято-Тихоновского Богословского Института, 2004. - 212 с.
  58. Ленин, В.И. Полн. собр. соч. в 55-т. / В.И. Ленин. – М.: Политиздат, 1978. – 618с.- Т.12.
  59. Лосский, В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие/ В.Н. Лосский. – М., 1991.- 287с.
  60. Максимов, Ю. Православное религиоведение: Ислам, Буддизм, Иудаизм /Ю. Максимов, К. Смоляр. - М.: Издательство храма пророка Даниила на Кантемировской. 2005.- 302с.
  61. Малых, С.Б. Основы психогенетики/ Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А.  - М., 1998.
  62. Маркс, К. и Энгельс, Ф. Соч.  в 3т./ К. Маркс, Ф. Энгельс; Ин-т  марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. – М.: Политиздат, 1979.- Т.3. -  643с.
  63. Москаленко, А.Т. Смысл жизни и личность/  А.Т. Москаленко, В.Ф. Сержантов.  – Новосибирск: «Наука», 1989.- 204с.
  64. Невидимая брань. Блаженной памяти старца Никодима Святогорца. Перевод Святителя Феофана Затворника. – М.: Правило веры. Московский Богородице-Рождественский монастырь, 1996.- 444с.
  65. Невидимая брань и видимая. - М. 2007 – 1471с.
  66. Несмелов, В. Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного откровения. Смысл жизни: Антология / В. Несмелов; ред. Н.К. Гаврюшин. – М.: Прогресс, 1994.- С. 65 - 92.
  67. Нисский Григорий Святитель Большое огласительное слово //Восточные Отцы и Учители Церкви 4в. Т.2. М., 1999.- 416с.
  68. Новик Вениамин Иеромонах Смысл жизни в христианском мировоззрении.// Смысл человеческой жизни. Диалог мировоззрений. – Нижний  Новгород: Изд. Волго-Вятского кадрового центра, 1992.- С.12 – 18.
  69. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: справ. – Белгород, 1997.- 460с.
  70. Оптинский цветник. Изречения преподобных старцев Оптинских.- М., Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007. -492с.
  71. Основысоциальной концепции Русской Православной Церкви. Москва. Московский Патриархат. Священный Синод Русской Православной Церкви. Отдел внешних церковных  связей, 2001.- 128с.
  72. Основы религиоведения: учеб. пос./ под редакцией  Яблокова И.Н. - М., 1998.- 480с.
  73. Осипов, А.И. Путь разума в поисках истины/ А. И. Осипов.– М.: Изд. Сретенского монастыря, 2004.- 383с.  
  74. Общежительная Саровская Пустынь.- 4-е изд. М., 1884.
  75. Панфилова, Н.Г. Перспективы исследования религиозной морали с позиций материалистической философии/Н.Г.Панфилова // Смысл человеческой жизни. Диалог мировоззрений. – Нижний  Новгород: Изд. Волго-Вятского кадрового центра, 1992.- С.97 – 102.
  76. Парсонс, Т. О структуре социального действия: пер. И.Бакштейн и др./ Т. Парсонс. – М.: Академический проект, 2002.- 880с.
  77. ПомазанскийМихаилпротопресвитерПравославное Догматическое Богословие. -  Свято-Троицкая Православная Миссия HolyTrinityOrthodoxMission466 FoothillBlvd, Box397, LaCanada, Ca91011, USА под редакцией: Епископа Александра (Милеанта), 2001. – 182с.- [электронный ресурс] – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  78. Православная Церковь. Современные ереси и секты в России. - С.-Петербург, 1995.- 239с.
  79. Пушкарь Вениамин Архиепископ Священная Библейская История.  – Санкт-Петербург, Владивосток, 2004.-734с.
  80. Радугин, А.А. Социология: курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин.; Моск. ун- т. - М.: Центр, 1997.- 206с.
  81. Розанов, В. Цель человеческой жизни // Смысл жизни:  Антология: ред. Н.К. Гаврюшин / В. Розанов.– М.: «Прогресс», 1994.- С. 19-64.
  82. Салливан, Г. Интерперсональная теория в психиатрии/ Г. Салливан. -  М.: Ювента, 1999.- 347с.
  83. Сержантов, В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия/ В.Ф. Сержантов.  – Ленинград: Изд. Ленинградского Университета, 1990.- 360с.
  84. Слободской Серафим Протоиерей Закон Божий. – СПб.: Репринт, 1997.- 723с.
  85. Старков, О.В. Религиозные преступные организации и духовное возрождение Руси /О.В.Старков // Здоровье нации и национальная безопасность. - М., 1995.
  86. Страгородский Сергий Архиепископ Православное учение о спасении. – М.: Просветитель, 1991. - 264с.
  87. Смысл жизни и талант (особенности мотивации талантливого подростка): [электронный ресурс] – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  88. Смагин Василий Священник. О смысле жизни человека // Смысл человеческой жизни. Диалог мировоззрений. – Нижний  Новгород: Изд. Волго-Вятского кадрового центра, 1992.- С.46-51.
  89. Смелзер, Нейл. Социология: пер. с анг./  Н. Смелзер; под ред. Ядов В. А.  - М.: Феникс, 1994.- 688с.
  90. Соловьев В. Соч. в двух томах. Т.1. – М.: «Мысль», 1988.- 892с.
  91. Тареев, М. С. Цель и смысл жизни // Смысл жизни: Антология. Ред. Н.К. Гаврюшин. – М.: Прогресс, 1994.- С. 123-242.
  92. Творения иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. - Сергиев Посад: Изд. Св. Троицкой Сергиевой лавры, 1911.- 522с.
  93. Тихонравов, Ю.В. Судебное религиоведение / Ю. В. Тихонравов. - М., 1998.- 266с.
  94. Трубецкой, Е.Смысл жизни. Смысл жизни. Антология. - М.: Прогресс,  1994.- С. 243-487.
  95. Феофан Затворник Святитель Путь ко спасению. – М.: Правило веры, 2003.- 607с.
  96. Философский словарь / под  ред. Фролова И.Т. – М.: Политиздат, 1991.- 560с.
  97. Франк, С.Л. Смысл жизни. Антология. - М.: Прогресс, 1994.- С. 489-583.
  98. Франк, С.Л. Духовные основы общества/ С.Л. Франк; [сост. П.В. Алексеев].  – М.: Республика, 1992.- 510с.
  99. Фролов, С.С. Социология: учеб. пособие /С.С. Фролов. – М.: Гардарики, 1999.- 344с.
  100. Фромм, Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов/ Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, и др. - М.: Политиздат, 1989.- С. 143 – 221.
  101. Халтурина, Д.А. Алкоголь и наркотики как фактор демографического кризиса / Д.А. Халтурина  // Социс. -2006. -№ 7. – С.104-112.
  102. Христос Яннарас. Вера Церкви:[электронный ресурс] – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  103. Хвыля-Олинтер, А.И., Лукьянов, С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. - М., 1996. – 83с.
  104. Хорни Карен. Собрание сочинений: в 3 томах.- М.: Смысл, 1997.Т.1.– 496с.; Т.2. -544с.; Т.3.-696с.
  105. Хьелл, Л. Зиглер, Д. Теории личности. 3-е международное издание – М.: СПб; Киев; Минск; Харьков, 2006.- 606с.
  106. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. 19 век. - М., 1995.
  107. Человек храм Божий. Изд. «Сподвижник», 2008. – 351с.
  108. Шелякин, Я.Г. В поисках смысла. Из истории философии и религий/ Я. Г. Шелякин. – М.: РИПОЛ Классик, 2003.
  109. Энциклопедия православной верыот А до Я в изречениях святых отцов. – Клин: «Христианская жизнь», 2004.- 671с.
  110. Янушкявичус, Р.  Основы нравственности: учеб. пособие для школьников и студентов/ Р. Янушкявичус, О. Янушкявичене. – М.: ПРО-ПРЕСС, 2000.- 455с.


[1] Новик Вениамин Иеромонах Смысл жизни в христианском мировоззрении // Смысл человеческой жизни. Диалог мировоззрений. – Нижний  Новгород: Изд. Волго-Вятского кадрового центра, 1992. С. 16.
[2] Криминология: учебник / под редакцией В.Н. Бурлакова. - СПб.: Лань, 1998. С.423.
[3]Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов / Ю. А. Клейберг. – М.: Творческий центр Сфера, 2004. С.11.
[4]Фролов, С.С. Социология: учеб. пособие /С.С. Фролов. – М.: Гардарики, 2000. С.112.
[5] Нисский Григорий Святитель Большое огласительное слово //Восточные Отцы и Учители Церкви 4в. Т.2. М., 1999. С.159.
[6]Розанов, В. Цель человеческой жизни. Смысл жизни: Антология: ред. Н.К. Гаврюшин/ В. Розанов.– М.: «Прогресс», 1994. С. 60.

 

Приложение 1.

Как необходимо угождать Богу. Обещаемое воздаяние.

14 Псалом Давида

 

 

2  Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем;

3  кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего

4  тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет;

5  кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного.

 

1  Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей?

 

 

 

 

 


5. Поступающий так не поколеблется вовек.

23 Псалом Давида

 

4  Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно [ближнему своему],

 

3  Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?

 


5  тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего.

36 Псалом Давида

1  Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие,

2  ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут.

3  Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину.

4  Утешайся Господом,

5  Предай Господу путь твой и уповай на Него,

 

 

 

7  Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему.

8  Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21  Нечестивый берет взаймы и не отдает, а праведник милует и дает,

 

 

 

 

 

 

 

26  он всякий день милует и взаймы дает

27  Уклоняйся от зла, и делай добро,

 

 

 

 

30  Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду.

31  Закон Бога его в сердце у него;

 

 

 

34  Уповай на Господа и держись пути Его:

 

 

 

 

 

 

 

и Он исполнит желания сердца твоего.

и Он совершит,

6  и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень.

 

 

 

9  ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю.

10  Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его.

11  А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира.

16  Малое у праведника - лучше богатства многих нечестивых,

17  ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь.

18  Господь знает дни непорочных, и достояние их пребудет вовек:

19  не будут они постыжены во время лютое и во дни голода будут сыты;

20  а нечестивые погибнут, и враги Господни, как тук агнцев, исчезнут, в дыме исчезнут.

 

22  ибо благословенные Им наследуют землю, а проклятые Им истребятся.

23  Господом утверждаются стопы такого человека, и Он благоволит к пути его:

24  когда он будет падать, не упадет, ибо Господь поддерживает его за руку.

25  Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба: и потомство его в благословение будет, и будешь жить вовек:

 

 

28  ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; [а беззаконные будут извержены] и потомство нечестивых истребится.

29  Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек, не поколеблются стопы его.

 

 

 

32  Нечестивый подсматривает за праведником и ищет умертвить его;

33  но Господь не отдаст его в руки его и не допустит обвинить его, когда он будет судим.

 

и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю; и когда будут истребляемы нечестивые, ты увидишь.

37  Наблюдай за непорочным и смотри на праведного, ибо будущность такого человека есть мир;

38  а беззаконники все истребятся; будущность нечестивых погибнет.

39  От Господа спасение праведникам, Он - защита их во время скорби;

40  и поможет им Господь и избавит их; избавит их от нечестивых и спасет их, ибо они на Него уповают.

40 Псалом Давида

2  Блажен, кто помышляет о бедном [и нищем]!

 

В день бедствия избавит его Господь.

3  Господь сохранит его и сбережет ему жизнь; блажен будет он на земле. И Ты не отдашь его на волю врагов его.

4  Господь укрепит его на одре болезни его. Ты изменишь все ложе его в болезни его.

111 Псалом

1  Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его.

 

 

 

 

5  Добрый человек милует и взаймы дает; он даст твердость словам своим на суде.

 

 

 

 

9  Он расточил, роздал нищим;

 

 

2  Сильно будет на земле семя его; род правых благословится.

3  Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек.

4  Во тьме восходит свет правым; благ он и милосерд и праведен.

 

6  Он вовек не поколеблется; в вечной памяти будет праведник.

7  Не убоится худой молвы: сердце его твердо, уповая на Господа.

8  Утверждено сердце его: он не убоится, когда посмотрит на врагов своих.

 

правда его пребывает во веки; рог его вознесется во славе.

127 псалом

1  Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!

 

 

2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!

3  Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как

масличные ветви, вокруг трапезы твоей:

4  так благословится человек, боящийся Господа!

5  Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;

6  увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!

 

Приложение 2.

Осуждение в Священном Писании обращения к чародейству.

Книга Второзаконие 

Гл. 13

1 Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо,

2 и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», 
3 то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей;

4 Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь;
5 а пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего, выведшего вас из земли Египетской и избавившего тебя из дома рабства, желая совратить тебя с пути, по которому заповедал тебе идти Господь, Бог твой; и так истреби зло из среды себя.

Гл. 18

9 Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии:

10 не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей,

11 обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых;
12 ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего;

13 будь непорочен пред Господом Богом твоим;

14 ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой.

15 Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, Его слушайте.

 

Книга пророка Исайи

Гл. 8

19 И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, - тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?

20 Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света.

 

Книга Левит

Гл. 19

26 Не ешьте с кровью; не ворожите и не гадайте.

31 Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш.

Гл. 20

6 И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее.

Сирах гл. 34

5 Гадания и приметы и сновидения - суета, и сердце наполняется мечтами, как у рождающей.

6 Если они не будут посланы от Всевышнего для вразумления, не прилагай к ним сердца твоего.

7 Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению

 

Послание Апостола Павла к Галатам

Гл. 5

19 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,
20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси,

21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.

 

Откровение Иоанна Богослова 

Гл. 21

8 Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая.

Гл. 22

14 Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами.

15 А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду.

 

Евангелие от Матфея 

Гл. 7

21 Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?

23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

 

Приложение 3.

Десять заповедей Закона Божьего.

  1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из  дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе  вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;  не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его;  шесть дней работай и делай в них всякие дела твои,  а день седьмой - суббота[1] Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его,  ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. (Исх.20:2-17)


[1]В Новом Завете со времени св. апостолов празднуется первый день недели, Воскресный – в воспоминание  Воскресения Христова.

 


 

Монография - Глава 3. Греховная испорченность человеческой природы основа девиантного поведения социума.  

Монография

СмыслЖизниЧеловека.рф