По благословению Высокопреосвященнейшего
Архиепископа Владивостокского и
Приморского Вениамина.

 

Причины девиантного поведения человека в свете православного учения о смысле и цели жизни.

(Издание 2-е исправленное и дополненное)

Кандидат богословских наук иеромонах Тихон (Иршенко)

 

Владивосток 2009

 

Содержание

Предисловие

Введение

Глава 1. Православное учение о смысле жизни

§ 1. Парадигма православного мировоззрения – совокупность теоретических предпосылок

§ 2. Душа – источник религиозности в человеке

§ 3. Смысл жизни человека

Глава 2.  Богопознание – жизненный путь человека

§ 1. Призвание Богом человека к духовной жизни

§ 2. Пути богопознания

§ 3. Евангельские пути познания Бога

Глава 3. Греховная испорченность человеческой природы основа девиантного поведения социума

§ 1. Помрачение человеческой природы вследствие грехопадения

1. Помрачение религиозного чувства

2. Подверженность человеческой природы болезням и власть смерти над человеком

3. Подверженность человека влиянию духов злобы поднебесной

§ 2. Девиантное поведение – понятие, виды

§ 3. Традиционные взгляды на причины девиантного поведения

§ 4. Религиозные представления о причинах девиантного поведения

Заключение

Список источников и литературы

Приложения

 

 

О важности исследования девиантного поведения

(вместо предисловия)

Пожалуй, без особого преувеличения можно сказать, что тема исследования, представляемая нам для знакомства, является одной из самых важных для государства, общества, отдельного человека.    

Под понятием «девиантное (от лат. deviatio- отклонение) поведение» подразумевается отклонение от определенной нормы поведения. Возникают вопросы: «Что есть определенная норма?», «Кем она может быть определена?» и «На основании чего эта норма определяется?». Очевидно, что в зависимости от того, кто и на основании каких ценностей принимает или определяет норму, мы одно и то же действие, поведение можем расценить либо как нормальное, либо как отклоняющееся от нормы. Дело в том, что вопреки навязываемому мнению об «общечеловеческих» ценностях у разных народов и в разных религиях имеются свои понятия «нормального поведения». Например, то, что для мусульман является примером для подражания (выдавать девочку замуж в том возрасте, в котором взял в жены основатель ислама, Мухаммед взял в 9 лет одну из своих жен – Айшу), то для христиан представляется растлением детей. То, что для иудеев является поводом для радости (взимание процентов с отданного иноплеменнику в займы капитала - иначе «ростовщичество»), для христиан является тяжким грехом («лихоимство»). Примеров можно приводить множество и все они будут свидетельствовать о том, что есть ценности, диктуемые политическими целями правящих кругов и кругов, стремящихся к власти, иначе – преходящие ценности; и есть ценности непреходящие, независящие от политики.

Очевидно, что ценности преходящие могут навязываться политическими группировками, власть предержащими. Поэтому для того, чтобы отделить добро от зла необходимо иметь четкое понятие о том, что такое «добро», что такое «зло». Добро для всех связывается с несомненной пользой, зло, напротив - есть несомненный вред для человека отдельного и совокупного, то есть для индивида и человечества.

В настоящее время, однако, усилилась тенденция в средствах массовой информации, равно как и в научной литературе,  направленная на «размывание», стирание грани между понятиями добра и зла. Нам заявляют, что понятия добра и зла являются оценочными, носят оценочный характер, а поэтому нельзя навязывать во время строительства демократии какие-то ценности, которые человеку не нравятся, «причесывать всех под одну гребенку». Но ведь сами средства массовой информации занимаются именно навязыванием  ценностей, которые не нравятся подавляющему большинству населения с твердыми нравственными и семейными устоями – разврат, насилие, оккультизм.      

Не будем оспаривать, что имеем дело с оценочным понятием, но именно поэтому и важно разграничение, а не размывание этих понятий.

Кстати, это и выход на понятия «Свой» - «Чужой», а отсюда – выход на проблему национальной безопасности.

Таким образом, если вести речь об отклонении в поведении, то нужно оговориться - отклонение относительно какой нормы. В последнее время нередко оказывается, что отклонение/девиация в поведении происходит в виде протеста по отношению к господствующей идеологии, поэтому оно может иметь двоякий характер:  как вправо («положительная девиация»), так и влево («отрицательная девиация»). «Положительная девиация» при этом носит консервативный характер, поскольку диктуется стремлением сохранить традиционный образ жизни, защищающий общественно-полезное поведение. «Отрицательная девиация», напротив, носит революционный характер и диктуется стремлением нарушить традиционный образ жизни, разрушить стереотип общественно-полезного поведения.

Автор предлагаемого исследования, иеромонах Тихон, является специалистом, как в области юриспруденции, так и богословия (окончил Юридический институт, аспирантуру, духовную семинарию, духовную академию, имеет степень кандидата богословия), поэтому и на проблему девиантного поведения он предлагает посмотреть со стороны важности для государства и общества. Автор исследования искренне озабочен тем, что кризисные процессы, происходящие в нашей стране, приобретают необратимый характер и делает попытку комплексного решения проблемы. О том, насколько это ему удалось, судить, конечно, читателю. Мы же со своей стороны можем только отметить добросовестный подход к исследованию, поэтому надеемся, что читатель найдет здесь ответ на многие свои вопросы.

Автор работы, насколько это ей позволяет объем, проводит сравнительный анализ различных ценностных ориентаций. Само же по себе обращение исследователя к данной проблеме через призму государствообразующей религии, думается, позволяет естественнее и без особых натяжек привязать выводы к современной действительности в стране, подчеркивая при этом, что «общая причина девиантного поведения – это причина нравственная», а «попытка размыть нравственные нормы и оправдать грех приводит к деградации личности и вырождению общества».

В нынешний непростой период в жизни нашей страны государство и Церковь нуждаются в выработке таких взаимоотношений, которые бы учитывали богатейший отечественный опыт. Поэтому актуальность работы вполне объяснима. Поскольку же без надлежащего учета исторического опыта можно вновь и вновь повторять роковые ошибки прошлого, то, отсюда, в свою очередь, лишь подчеркивает значимость работы - как в теоретическом, так и в практическом плане.

С точки зрения заявленной темы содержание полностью отвечает названию. Достаточно логичная структура работы завершается не менее логичными выводами в заключении. Цели и задачи исследования ясны и конкретны. Список литературы содержит практически все материалы, которые привлечены автором для обоснования и анализа фактов и явлений общественной жизни. Научный аппарат состоит из разнообразной литературы, что позволяет автору сделать достаточно объективные выводы, в соответствии с глубиной заявленной темы. 

Думается, что настоящее исследование могло бы быть усилено анализом современной правовой политики, хотя, возможно, исследователю тогда пришлось бы отказаться от ряда своих выводов, так как они не в пользу нынешнего государства.

А.М. Иванов, доцент кафедр теории и истории
государства и права Юридического института ДВГУ,
теологии и религиоведения ДВГУ, кандидат юридических наук

Введение.

Безбожная наука тускло и однобоко рассматривает человека сквозь призму своих атеистических представлений. Творческая душа, соприкасающаяся с такой наукой, не удовлетворяется недосказанностью, чувствует неполноту представлений о себе, поскольку в безбожии падший разум умаляет Тайну мироздания. Христианское богословие дает нам возможность ощутить полноту православного мировоззрения на Божий замысел мира. Наука своим институциональным, предметным охватом обымает мир человеческий. Возникает потребность достижения полноты, соединения богословской научной мысли и научной мысли небогословской. Такое восполнение взаимно развивает познание душой Небесного и земного, а познание Творца и творения - бесконечное, блаженное  призвание человека.

С одной стороны, искусственное атеистическое объяснение фактов и явлений приводит к упущению реальных возможностей позитивно и обоснованно влиять на процессы общественной жизни и внутренней жизни человека.

Простой пример: науки криминология, психология, психиатрия, не рассматривают душу человека как субстанцию, его составляющую, для них важна только  психика – продукт и условие сигнального взаимодействия живой системы и его среды…, свойство высокоорганизованной материи заключающейся в отражении объективной действительности в идеальных образах[1]; душа подменяется  личностью. Отсюда воздействовать на личность можно только через общество, воспитание, при этом совершенно исключается благодатное преображение души. Психиатрия,  исключая существование души, при лечении душевных болезней воздействует исключительно на биологическую составную человека. А между тем попытка разрешить проблему путем психоанализа[2], без нравственной основы и понимания метафизической определяющей девиантного поведения опять приводит к  непредсказуемому результату, поскольку разум вынужден витать среди бесчисленных мнений, заведомо  с ослабленных позиций приступать к решению проблемы, вопреки разумным  религиозным основаниям. Почему же не происходит сближения? На наш взгляд, не хватает адекватных времени усилий религиозного мышления идти навстречу современной небогословской науке, где через междисциплинарные исследования богословская наука четко и ясно должна обосновать свою фундаментальность, востребованность, раскрыть не схоластическое скучное богословие, а живое богатство Истины и силу духовного просвещенья. Этим в частности актуализируется предлагаемое исследование.

С другой стороны, обычному человеку при встрече с различными системами мировоззрений – философиями, религиями, коих большое множество - невозможно разобраться в том, какая из них истинна, то есть в полноте отражает бытие и отвечает всякому человеку на вопросы его собственного существования. Сама история человечества испытывает идеи человеческого разума в их попытке созидания совершенного общества и совершенного человека и соответствующего этой цели мировоззрения. Более того, в нашей стране, где основным вероисповеданием является культурообразующая и исторически созидающая государственность православная вера, большинство людей имеют смутные представления об ее учении и духовном богатстве. Отсюда автором не ставится задача заниматься многоплановыми, объёмными, малоперспективными в практическом плане сравнительно-религиозными изысканиями, а делается попытка сосредоточиться на  культурообразующем исповедании.

В предлагаемом исследовании хотелось бы (адаптировано к теме) не только показать изумительную красоту православного богословия - аргументировано изложить интереснейшую парадигму православного мировоззрения – некую общность взглядов на Бога, мир, человека и смысл его жизни, но и указать на его практическую пользу в созидательном общественном развитии, способствовать неискушенному в православной вере читателю в отыскании  Истины, которая нашла бы подтверждение в его собственной ищущей душе, поскольку Царство Божие внутрь нас есть (Лк. 17:21).

Объектом исследования является православное воззрение на мир, отношения Творца и человека. Специальным предметом исследования является поведение человека, в том числе в формах отклонения. Субъективно выбранный объект работы определяется светским образованием автора в области юриспруденции и  полученным религиозным семинарским и академическим образованием, что позволяет всесторонне реализовать творческие изыскания по теме  данного исследования.

Цель работы заключается в изложении православного учения о смысле жизни человека, его предназначении, падении в раю и последствиях этого падения, выразившегося в помрачении человека, в заключении под власть дьявола и власть закона смерти со всеми вытекающими последствиями.

Частными задачами исследования являются:

  • осмысление богопознания как жизненного пути человека, и соответственно систематизация аргументов и доказательств бытия Божия, известных богословию на сегодняшний день, в рамках положительной полемики;
  • раскрытие характера и особенностей форм девиантного поведения;
  • исследование связи последствий помрачения человеческой природы грехом и безнравственного и (или) противоправного поведения;
  • анализ отрицательной духовности: оккультизма, сектантства как безнравственных и общественно опасных форм духовной жизни;
  • характеристика перспективы применения полученных в результате исследования выводов;
  • ассимиляция богословских представлений о смысле существовании человека в небогословской науке. Наш долг любви - поделиться богатством религиозного познания с теми, кто еще не призван в удел Божественного ведения, и помочь людям его обрести.

Главным методом исследования данной работы является научно-нравственный  метод.

Также в качестве исследовательского инструментария привлекаются формально-логические и диалектические методы познания, сравнительный, а так же философский, апологетический и критический методы. Междисциплинарный характер исследования предполагает использование данных социологии, социальной психологии, криминологии (науке о причинах преступности), уголовного права – гуманитарных, общественных и правовых наук, в рамках которых изучается отклоняющееся (девиантное) человеческое поведение.

Научная новизна исследования определяется совокупностью поставленных в работе задач и в обобщенном виде состоит в ряде инновационных позиций:

  • определение смысла жизни человека как восстановления благодатного союза с Богом;
  • анализ связи между падшей человеческой природой, выраженной в специфическом отношении злых духов к роду человеческому,  и отклоняющимся от добродетели поведением. Это очень важно как в социологическом, криминологическом, так и в психологическом аспекте из-за пробела небогословского мировоззрения в отношении души человека и  его духовной жизни;
  • в приведении библейских запретов на деятельность, связанную с отрицательной духовностью.
  • Порядок изложения богословского материала в контексте темы изложения также замышлялся как оригинальный, равно как и междисциплинарный характер исследования.

Под девиантным[3] поведением в данной работе разумеется – широкое понятие, обымающее не только безнравственное или греховное, н



[1]  Философский словарь / под  ред. Фролова И.Т. – М.: Политиздат, 1991. С.373.
[2] Основатель психоанализа З.Фрейд в 1921 году так говорил об отноше­нии психоанализа к оккультизму: «Усилившийся интерес к оккультизму вовсе не обязательно должен заключать опасность для психоанализа. Мы должны, напротив, быть готовы к тому, что между первым и вторым обнаружится взаимная симпатия... Союз и сотрудничество между пси­хоаналитиками и оккультистами может, таким образом, оказаться допустимым и многообе­щающим». -  Григулевич, И. Пророки новой истины/ И. Григулевич. -  М., 1983.С.200.
[3]Девиантное поведение – это поведение, отклоняющееся от нормы.

 

  Монография - Глава 1. Православное учение о смысле жизни.

СмыслЖизниЧеловека.рф